Электронный полис осаго законен ли

ГИБДД и электронное ОСАГО


Бесплатная юридическая консультация:

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

Оглавление:

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).


Бесплатная юридическая консультация:

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Источник: http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_gibdd_i_elektronnoe_osago


Бесплатная юридическая консультация:

Закон об электронном полисе ОСАГО

Закон о электронном страховом полисе ОСАГО как таковой не принимался, законодатели в 2015 году приняли лишь поправки в уже действующий закон ФЗ №40 «Об ОСАГО», как его принято называть в народе. Именно благодаря этим поправкам и появилось такое нововведение, как электронная страховка. Некоторые страховые компании вторили новым веяниям и добровольно ввели услугу онлайн-оформления, остальные же проигнорировали возможность дистанционного оформления по разным причинам. Однако уже в январе 2017 вступили в силу еще одни поправки – что же интересного они привнесли?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

Что сказано в законе

Использование действующих электронных полисов ОСАГО все прочнее входит в обычную жизнь, а основу этому положили еще в 2015 году, полностью регламентировав процедуру его оформления.

Все данные, которые используются при получении документа, основываются на информации, полученной в единой базе РСА, включая о заключаемых ранее страховках, произошедших ДТП и выплатах по ним, КБМ, водителе и его ТС.


Бесплатная юридическая консультация:

Заявление оформляется прямо на сайте автостраховщика и заверяется простой электронной подписью, согласно п. 7. ст. 15. Если обратиться к ФЗ №63 от 2011 года «Об электронной подписи» под данным термином принято понимать комбинации из пароля и логина к личному кабинету, которые подтверждают, что заявление прислано именно этим лицом. Если же оформляется страховка на автомобиль юридического лица, то требуется усиленная электронная подпись.

Полис, согласно этому же пункту 7., заключается на основании тех же сведений, которые предоставляются обычно приобретателем при получении бумажного полиса. Направляется е-ОСАГО сразу после безналичной либо наличной оплаты, причем не позднее 1 рабочего дня, прошедшего после оплаты. Вместе с этим сотрудник фирмы обязательно вносит информацию в базу РСА.

Действия по переоформлению электронного полиса тоже предусмотрены в законе. Для того чтобы внести или изменить определенные данные, нужно будет все так же онлайн послать страховщику заявление с просьбой о внесении изменений в документ. При необходимости (например, когда требуется вписать еще одно лицо) производится доплата по установленным тарифам. В течение 2 дней компания должна либо предоставить полис с внесенными в него изменениями, либо уведомить гражданина, что переоформление невозможно в силу каких-либо причин.

Новые поправки

Начинает работать новый закон об обязательном автостраховании, а причиной тому послужили поправки, которые были внесены ФЗ №214 еще в июне прошлого года. Самая важная из них – это введение обязательного (именно так!) электронного ОСАГО. То есть теперь абсолютно каждая страховая фирма, обладающая лицензией, обязана по закону предоставлять возможность оформления полиса при помощи интернета. Об этом должно быть соответствующее уведомление на сайте страховщика. Обязанность эта прописана в п. 7.2 ст. 15 закона «Об ОСАГО».

С начала 2017 года в силу вступают и указания ЦБ РФ, которые тоже касаются е-ОСАГО. Они сокращают вероятность небольшого мошенничества со стороны компаний, предоставляющих услуги по автострахованию. Дело в том, что многие владельцы ТС заметили, что фирмы используют различные технические уловки (длительные тех. работы и т. д.), чтобы не предоставлять услуги удаленного оформления полиса. Теперь все технические работы должны проводиться ночью, причем за сутки на сайте обязательно должно появиться соответствующее уведомление, а перерывы в работе портала не должны превышать 30 минут за сутки.


Бесплатная юридическая консультация:

Если же вследствие технических проблем нельзя будет получить страховку, автовладельцу будет предложено перейти на сайт другой компании.

Кому откажут в выдаче е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО получить может любой желающий, но закон, как водится, предусматривает и перечень лиц, которые лишены возможности его получения. Сюда входят:

  1. Владельцы новых транспортных средств, купленных из салона. Если у машины не было собственников ранее и она не стояла на учете, то получить страховку дистанционно не получится.
  2. Если водитель, только недавно получивший водительские права, начнет оформление онлайн-полиса, то получит отказ. Все дело в том, что никаких данных о лице в базе РСА нет, следовательно, и проверить их подлинность не удастся.

В перечисленных выше случаях существует только один путь – посетить страховую фирму лично и приобрести ОСАГО самому, представив необходимые документы. А уже на будущий год, когда действие документа закончится и нужно будет его продлевать, получится сделать это через интернет.

Отказ в заключении договора обязательного автострахования получат так же лица, предоставившие сведения, которые не соответствуют действительности или искажены намеренно. Не предназначен этот тип страховки для владельцев автомобилей, зарегистрированных в иностранном государстве и временно находящихся в России, поскольку о таких лицах данных в базе нет. А это значит, что в подобном случае оформление возможно только после личного посещения.

Вопросы по е-ОСАГО

Несмотря на то, что возможность получения ОСАГО в электронном виде была введена еще в 2015 году, до сих пор по этому поводу возникает множество вопросов, а касаются они в основном того, как именно действует такая страховка и легитимна ли она.


Бесплатная юридическая консультация:

Сразу стоит сказать, что никаких отличий электронное ОСАГО от бумажного не имеет, даже цена остается такой же. Действовать она начинает сразу с момента получения страхователем. Экземпляр бумаги высылается на указанную почту, но и в личном кабинете на сайте страховщика он продолжает храниться. Если бумажный полис привычнее, то всегда можно заказать его по почте, оплатив расходы на пересылку, и спустя несколько дней бланк строгой отчетности прибудет по указанному адресу.

Еще один важный вопрос – что показывать инспектору ГИБДД, когда он остановит транспорт для проверки документов. В п. 7.2 ст. 15 сказано, что полученный электронным способом документ приравнивается к бумажному документу. А это значит, что его можно просто распечатать, чтобы предъявлять как при проверке документов, так и при регистрационных действиях в МРЭО. Дело в том, что теперь подразделения ГАИ и инспекторы обладают выделенным каналом для проверки подлинности ОСАГО в базе РСА, поэтому и наличие бланка строгой отчетности не является обязательным фактом.

Источник: http://zakoniavto.ru/avtostrahovanie/zakon-ob-elektronnom-polise-osago.html

Текст закона об электронном ОСАГО

Предлагаю вашему вниманию цитаты из Федарального Закона №40-ФЗ “Об ОСАГО” с учетом правок, которые внесены законопроектом №o. Я буду цитировать только те части закона, которые касаются электронного полиса ОСАГО и процесса покупки страховки через Интернет. Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 июля 2015 года. Итак:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу ОСАГО через Интернет в виде электронного документа:


Бесплатная юридическая консультация:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое “электронный документ” (электронный полис) и какова процедура его оформления:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

Бесплатная юридическая консультация:

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается “комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом”; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. Подробнее про электронную подпись для электронного полиса) физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

При получении от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик – внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента наступления одного из событий, предусмотренных настоящим абзацем, а в случае, если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии – не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений, направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих “прилагающихся” документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

Добавлено. 5 июня официально опубликовано постановление Правительства №567 от 2 июня 2015 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567”. Этот документ приводит в соответствие с новым законом об ОСАГО процедуру обмена информацией между ведомствами. А именно – разрешает МВД доступ к базе АИС ОСАГО для проверки “электронных полисов” ОСАГО на дорогах, а также даёт право доступа к единой базе полисов налоговикам, Минсельхозу, Минобороны и таможенникам. Помимо этого ничего интересного в постановлении нет, но приведу его полный текст (по Российсой Газете) под “катом”.


Бесплатная юридическая консультация:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 “Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567


Бесплатная юридическая консультация:

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба осуществляют по запросу некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” – оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предоставление информации для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автоматизированная информационная система) путем подключения к указанной системе.

Указанные федеральные органы исполнительной власти вправе получать информацию из автоматизированной информационной системы, в том числе по запросам.

Установить, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация “Российский Союз Автостраховщиков” – оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.

Информационное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы осуществляется на основании соглашения об информационном обмене между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы.”.

2. В пункте 2[1] слова “автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” заменить словами “автоматизированной информационной системы”.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Дополнить пунктами 2[2] и 2[3] следующего содержания:

“2[2]. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пунктах 2 и 4 настоящего постановления, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Доступ уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, их государственных информационных систем и организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления, к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе, в том числе к персональным данным, подлежащим предоставлению в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

2[3]. Защита персональных данных при их обработке в автоматизированной информационной системе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.”.

4. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:


Бесплатная юридическая консультация:

“4. Федеральная миграционная служба с 1 июля 2017 г. на основании запросов некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” подтверждает сведения о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания (указанное подтверждение осуществляется в форме “да, нет”).”.

5. В перечне информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями, утвержденном указанным постановлением:

в наименовании слова “Российский союз автостраховщиков” заменить словами “Российский Союз Автостраховщиков”;

подпункт “г” пункта 1 изложить в следующей редакции:

“г) сведения о лицензии, выданной страховщику:


Бесплатная юридическая консультация:

дата выдачи (возобновления действия);

дата аннулирования (ограничения срока действия лицензии или приостановления действия лицензии, отзыва лицензии);”;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3. Информация о страхователях:

а) для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;


Бесплатная юридическая консультация:

б) для юридических лиц – наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).”;

пункт 4 после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии), номер водительского удостоверения”;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Информация о страховых случаях (при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции):

а) дата страхового случая, время, место;


Бесплатная юридическая консультация:

б) количество потерпевших в связи с нанесением ущерба имуществу (при наличии);

в) поврежденные транспортные средства:

государственный регистрационный знак (при наличии);

идентификационный номер (VIN, при наличии) или заводской номер машины (рамы);

г) количество страховых случаев, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции.”;


Бесплатная юридическая консультация:

подпункт “г” пункта 7 изложить в следующей редакции:

“г) идентификационный номер (VIN, при наличии), номер шасси, рамы (при наличии), номер кузова, прицепа (при наличии).”;

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Информация о зарегистрированных транспортных средствах и прицепах к ним:

а) тип транспортного средства;


Бесплатная юридическая консультация:

б) государственный регистрационный знак (при наличии);

в) паспорт транспортного средства:

е) идентификационный номер (VIN, при наличии);

ж) категория (А, В, BE, С, СЕ, D, DE, Tb, Тm, прицеп);

и) номер шасси, рамы (при наличии);


Бесплатная юридическая консультация:

к) номер кузова, прицепа (при наличии);

л) мощность двигателя (для легковых автомобилей):

м) разрешенная максимальная масса (для грузовых автомобилей);

н) масса без нагрузки (для грузовых автомобилей);

о) номер диагностической карты, дата окончания ее действия;


Бесплатная юридическая консультация:

п) дата прохождения технического осмотра.

2. Информация о владельцах транспортных средств и прицепов к ним:

а) для физических лиц:

отчество (при наличии);

место рождения (при наличии);

паспорт (серия, номер, дата и место выдачи);

б) для юридических лиц:

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии).”;

абзац второй после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии)”;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

“дата и место рождения (для совершившего административное правонарушение);

серия, номер водительского удостоверения (если участником дорожно-транспортного происшествия является водитель транспортного средства);”;

абзац шестой исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

“места наибольшего повреждения транспортного средства;”;

подпункт “д” исключить;

подпункты “е” – “и” изложить в следующей редакции:

“е) фамилия, имя, отчество (при наличии) потерпевших (для каждого), категория потерпевшего (водитель транспортного средства, пассажир транспортного средства, пешеход, иная категория) и степень причинения вреда (при наличии);

ж) нарушенный пункт Правил дорожного движения Российской Федерации (для совершившего нарушение, при наличии);

з) часть, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность (для совершившего нарушение, при наличии);

и) постановление по делу об административном правонарушении (либо протокол об административном правонарушении) или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии):

серия (при наличии);

дополнить подпунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: да, нет (при наличии);

л) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: да, нет (при наличии).”;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Информация о выданных водительских удостоверениях:

а) серия, номер, дата выдачи;

б) категории, подкатегории транспортных средств;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии);

г) дата рождения;

д) дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории (при наличии).”;

в) дополнить разделом VII следующего содержания:

“VII. Информация о юридическом лице, предоставляемая оператору автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральной налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц

Информация о юридическом лице:

а) полное и сокращенное наименование;

б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

г) адрес (место нахождения);

д) серия и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (при наличии).”

Источник: http://osagoonline.info/text-zakona/

Что такое электронный полис ОСАГО и как им пользоваться?

После вступления в силу постановления Правительства № 567 от 2 июня 2015 года о внесении поправок в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» автовладельцы получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО. На протяжении последних полутора лет — до 01 января 2017 года многие страховые компании сопротивлялись данному нововведению, отказываясь продавать полисы ОСАГО в электронном виде и ссылаясь на «технические причины». Тем самым они вынуждали приобретать полисы непосредственно в офисах компаний, где сотрудники страховых могли навязать дополнительные услуги. С 01 января 2017 года по требованию ЦБ все страховые компании были обязаны в безусловном порядке обеспечить возможность покупки электронного ОСАГО на сайтах страховщиков.

В данной статье мы рассмотрим что же представляет собой электронный ОСАГО; в чем его преимущества, недостатки и отличия от бумажного свидетельства; как его использовать на дорогах и нужно ли возить с собой.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО представляет собой аналог бумажного полиса, который юридически ничем не отличается от обычной бумажной страховки. Сегодня его можно приобрести на сайтах страховых компаний в интернете. Поскольку весь процесс оформления происходит удаленно, электронная версия полностью виртуальна и не имеет «физического воплощения» в виде бумажного договора и страхового свидетельства, отпечатанного на бланке ГОЗНака. По сути, такой формат и является единственным существенным отличием электронной страховки ОСАГО от обычной. Для оформления такого полиса используются те же самые исходные данные: КБМ, регион проживания, тип и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя и т.д.

Как уже говорилось в начале статьи, возможность оформить электронную версию полиса появилась у владельцев автомобилей 1 июля 2015 года, когда вступили в силу изменения в законе «Об ОСАГО», регламентирующие порядок оформления такого полиса. Изначально данная услуга работала в тестовом режиме и позволяла пользователям только продлевать уже действующие на тот момент страховые договоры. А с 1 октября того же года стала доступна возможность приобрести электронный ОСАГО в интернете у любой страховой компании, предоставляющей сервис онлайн-продажи автогражданки.

Как выглядит такой полис?

После оформления электронного ОСАГО владелец авто получает его на свой e-mail адрес в виде pdf-файла.

Внешний вид электронного ОСАГО мало чем отличается от бумажного прототипа: он тоже цветной (у большинства компаний, но есть и черно-белые), однако с более простым фоном, так как отпадает необходимость в микроузоре, который наносится на бумажный вариант для защиты полиса от подделки.

Электронные полисы ОСАГО отличаются уникальной серией XXX – она не имеет аналогов среди бумажных свидетельств. Кроме этого в них содержится вся важная информация по страховому договору: сроки, ФИО клиента, модель и марка транспортного средства, список водителей, допущенных к управлению, стоимость и т.п. Ниже представлены примеры электронного полиса ОСАГО крупнейших страховых компаний:

Как проверить подлинность электронного полиса?

Несмотря на то, что классические способы обмана как, например, продажа фальшивых полисов ненастоящим страховым агентом, не применимы для электронной страховки – попасться на уловку мошенников можно и в интернете.

Самый распространенный метод продажи электронных бланков ОСАГО среди аферистов – продажа поддельных электронных свидетельств на фиктивных сайтах-клонах настоящих компаний, которые имеют созвучный веб-адрес и такой же дизайн, как официальные страницы страховых организаций.

РСА тратит немало усилий на своевременное обнаружение и блокировку таких сайтов, однако риск быть обманутым все же есть, особенно у граждан, владеющих слабыми навыками работы на компьютере и не имеющих опыта оплаты услуг в интернете. Как правило, подделки отличаются сильно заниженной стоимостью предлагаемых услуг.

Для того, чтобы покупатель мог убедиться в подлинности проданного ему полиса, страховые компании вместе с самим полисом посылают ему на электронную почту специальную ссылку, которая предлагает проверить наличие свидетельства ОСАГО в единой базе на официальном сайте РСА (а оно туда добавляется автоматически). Если такая ссылка по каким-то причинам не пришла вместе со страховкой, проверку можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо перейти на страницу проверки подлинности: http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/osagovehicle.htm.

Вот как выглядит стандартная форма проверки действительности полиса ОСАГО на сайте РСА:

В указанные поля необходимо ввести запрашиваемые данные о серии и номере договора ОСАГО, после чего выполнить поиск по базе РСА. В том случае, если такой полис действительно существует, система выдаст базовую информацию о застрахованном транспортном средстве, например, в таком виде:

Наличие такого окошка будет означать, что купленная страховка является подлинной.

Что предъявлять сотрудникам ГИБДД?

Раньше процесс проверки сотрудником ГИБДД наличия полиса ОСАГО у гражданина был предельно прост и понятен. Водитель предъявлял оригинал документа, инспектор сверял информацию из него с данными автомобиля и водителя.

С введением электронного ОСАГО процесс проверки полиса ничуть не усложнился, однако процедура проверки значительно поменялась. Всем сотрудникам ГИБДД было разослано специальное разъяснительное письмо (Письмо от 03.07.2015 № 13/12-у-4440), в котором инспекторам доносилась информация о том, каким образом они должны проверять электронный полис. С указанного года процесс проверки производится предельно просто: через специальный сервис в сети ИМТС МДВ РФ или в случае его недоступности через официальный сайт РСА, сотрудник ГИБДД делает запрос в базу данных о наличии страховки по гос. регистрационному знаку и VIN автомобиля.

В ПДД данные нормы до сих пор обновлены не были (хотя изменения обещают внести уже давно), в частности в актуальной на сегодня редакции имеется такой пункт:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Поэтому если исходить из действующего законодательства, требование инспектора предъявить полис будет вполне законным, даже если водитель приобрел его электронную версию. И хотя за уже более чем год функционирования е-ОСАГО каких-то громких и резонансных скандалов по этому поводу не было, РСА рекомендует иметь при себе распечатанную версию полиса для упрощения процедуры проверки и предотвращения возможных разногласий. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов, где техническая оснащенность службы ГИБДД оставляет желать лучшего. Очевидно, что ксерокопия страхового свидетельства не будет являться официальным документом, однако ее наличие может помочь сэкономить водителям время и упростить общение с инспекторами.

Преимущества электронного ОСАГО

Главное преимущество электронного ОСАГО – возможность удаленного оформления автостраховки. У страхователя отпадает необходимость лично посещать офис, готовить нужные документы и терять свое время в очереди. Это особенно актуально для занятых граждан, а также жителей отдаленных регионов по причине труднодоступности обычного полиса.

Кроме этого, к плюсам онлайн-страхования относят следующие моменты:

  • электронную страховку невозможно потерять (поскольку она не имеет материального воплощения), а сама копия полиса будет храниться сразу в 3 экземплярах (в базе данных РСА, у страховой компании и у самого собственника транспортного средства);
  • возможность оформить так называемый «чистый полис» (то есть без дополнительных услуг и ненужных опций, которые порой насильно навязываются клиентам в офисах страховщика);
  • при соблюдении самых базовых правил осторожности вероятность мошенничества минимальна (тогда как покупая бумажный вариант ОСАГО, можно стать жертвой обмана со стороны сотрудников самой страховой организации);
  • у граждан отдаленных регионов появилась реальная возможность выбрать любую понравившуюся страховую компанию (до появления электронного ОСАГО в таких районах, как правило, действовали 1-2 страховщика и у водителей просто не было другого выхода, кроме как оформлять автогражданку в этих организациях).

Недостатки такого полиса

Несмотря на большое число положительных сторон, у электронного ОСАГО можно выделить и ряд негативных черт:

  • оформление возможно только для тех граждан, информация о которых уже содержится в базе данных РСА (то есть онлайн заказ полиса недоступен для водителей новичков);
  • ошибки, допущенные при внесении большого количества информации о транспортном средстве и его владельце, дорого обойдутся пользователям (такие полисы признают недействительными, однако деньги за неудачное оформление не возвращаются, ввиду того, что данные ошибки трактуются страховыми компаниями как предоставление ложной информации);
  • проверка электронного ОСАГО отнимает у инспекторов ГИБДД куда больше времени, чем бумажный вариант (ведь им нужно узнать данные автомобиля, а затем сверять их с базой);
  • большое количество технических сложностей, которые могут возникнуть при оформлении полиса в интернете (со временем систему должны отладить, но на данный момент различные сбои, ошибки базы данных и прочие проблемы на сайте страховщиков – привычная картина).

Перспективы

Потенциал развития у электронного полиса ОСАГО очень большой. Всем компаниям, которые решили остаться на рынке страхования, было поставлено обязательное условие: до 1 января 2017 года каждая организация должна запустить свой сервис онлайн-продажи страховых свидетельств. И уже за первые 11 дней нового года было заключено 37,5 тысяч договоров, что составило более 10% от общего объема продаж за весь прошлый год.

С чем же связан такой всплеск активности водителей? Все дело в том, что в убыточных регионах многие клиенты просто не могут оформить полис другим образом. Обычно ситуация развивается следующим образом:

Страховая компания, видя, что регион убыточный, стремится покинуть данный район. Однако законодательство не позволяет ей это сделать, обязывая страховщика работать во всех субъектах РФ или не работать вообще. Чтобы снизить свои издержки компании максимально сокращают число филиалов в регионе, из-за чего водители вынуждены постоянно стоять в очередях, в надежде оформить страховку.

Многие граждане просто не имеют возможности купить ОСАГО (особенно на Юге России), однако предъявить претензии компаниям сложно, так как они действуют в рамках закона. В результате введения электронного полиса необходимость в личном визите отпала, и доступность ОСАГО для населения повысилась. Отсюда и резкий всплеск востребованности данного продукта. И он станет еще популярнее, когда будут решены все технические проблемы, а работа сервисов по онлайн-продаже и оформлению будет полностью отлажена.

Источник: http://insur-portal.ru/osago/elektronnyy-polis-e-osago

Проверка электронного полиса ОСАГО ГИБДД

Многих автовладельцев интересует, в чем в настоящее время заключается проверка электронного полиса ОСАГО ГИБДД, поговорим об этом подробнее. В 2017 году собственники транспортных средств стали активно приобретать е-ОСАГО. Что же такое электронный полис ОСАГО?

Это страхование автогражданской ответственности через интернет. По завершении процедуры собственник авто получает виртуальный бланк, который имеет такую же юридическую силу, что и печатный вариант. Однако не прекращаются споры о том, как проверяют сотрудники Госавтоинспекции электронное ОСАГО, законны ли их действия при проверках страхового полиса?

Нововведения в работе ГИБДД

Если ранее все было просто и понятно, при остановке транспортного средства водитель предъявлял бумажный оригинал, на котором содержалась вся информация об автомобиле, его хозяине, данные заверялись подписью работника СК и печатью организации. В тех случаях, когда документ отсутствовал, по отношению к водителю применялись соответствующие меры наказания.

На сегодняшний день все усложнилось, участники дорожного движения должны иметь страховой полис обязательного страхования, и он у них есть, только не всегда водители в состоянии его предъявить.

Данный момент попадает под действие закона 40- ФЗ «Об ОСАГО» — водитель должен возить с собой распечатанный е-ОСАГО и предъявлять его по требованию инспектора.

Соответственно теперь сотрудники ГИБДД проверяют черно-белый листок, на котором отражена информация о страховке. Для того чтобы убедиться в подлинности документа их обязали проверять данные с использованием специального сервиса в сети ИМТС МВД России, также инспекторы ДПС проверяют е-ОСАГО через общедоступную базу РСА .

Как ДПС проверяет полис на подлинность

По окончании покупки е-ОСАГО на почту приходит бланк, страховщики рекомендуют распечатать его и предъявлять по требованию работников ДПС. Как будет проверять ГИБДД электронный полис ОСАГО, если у водителя распечатка не имеется?

Присутствует возможность предъявить договор ОСАГО в виде электронного документа на телефоне или планшете. После этого сотрудник ДПС может изъявить инициативу и осуществить проверку по базе РСА или в сети ИМТС МВД России.

Существует и другой вариант событий, собственник ТС предъявил бланк е-ОСАГО, но инспектор отказывается признавать бумагу в качестве подтверждения наличия автогражданки. Проверить по базам у него нет технической возможности, и тогда он попросту начинает выписывать постановление об административном правонарушении.

Важно помнить, что отсутствие необходимой техники у работников ДПС проблема не водителя.

Такие действия со стороны стража порядка являются неправомерными, водитель не обязан возить с собой бумажный оригинал, и е сли инспектор выписал штраф за отсутствие полиса, то без труда можно будет его обжаловать.

Почему е-ОСАГО вызывает сомнение

Как быть в случае отказа инспектора проверить данные по базе мы рассмотрели выше, теперь расскажем что делать, если после проверки инспектор заявляет о недействительности бланка. Чаще всего проблемы возникают, когда ОСАГО оказывается подделкой или в него не внесены необходимые изменения.

К сожалению, присутствует вероятность приобрести недействительное ОСАГО на сайте мошенников. Они умело подделывают веб-страницы под сайты известных страховых компаний и осуществляют торговлю от их лица. Поэтому рекомендуется переходить на сайт страховой компании через базу РСА или с использованием сайта госуслуг.

И еще одна причина возникновения вопросов у сотрудников Госавтоинспекции это несовпадение данных в е-ОСАГО и ваших документах. Такая ситуация возможна если вы поменяли ВУ , фамилию, а в электронный полис данные корректировки не внесли.

Для того чтобы ездить спокойно на своем автомобиле необходимо иметь бланк е-ОСАГО. Его в любой время можно распечатать с электронной почты или из личного кабинета на сайте страховщика. Работники ДПС обязаны принимать его как подтверждение наличия страховки. В целях проверки подлинности бланка, по закону они должны свериться с единой базой.

Источник: http://myautohelp.ru/strahovka/osago/proverka-elektronnogo-polisa-osago-gibdd

Электронный полис ОСАГО, действителен ли он, если оформлять через интернет?

Обязанностью всех автовладельцев, проживающих на территории России, является заключение обязательного договора автогражданской ответственности – ОСАГО. С каждым годом автомобильное страхование развивается и СК предлагают своим клиентам все более новые и удобные способы заключения договоров.

Так, с 2015 года, у автовладельцев появилась возможность приобрести полис ОСАГО через интернет онлайн. Что такое электронные полисы ОСАГО, действуют ли они на территории РФ также как и обычные договора, каковы плюсы и минусы электронных документов – рассказывается в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Согласно Федеральному закону от 1 июля 2003 года «Об ОСАГО» полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности, необходимо иметь всем водителям, проживающим на территории Российской Федерации.

Наличие действующего договора ОСАГО обязательно для всех автовладельцев, так как управление транспортным средством без полиса запрещено и карается штрафными санкциями.

С июля 2015 года для любого гражданина РФ появилась возможность оставить заявку на продление текущего полиса ОСАГО через интернет, а уже с осени того же года – и оформлять новые договора без посещения офиса страховщика.

Оформить новый электронный договор автострахования ОСАГО можно дистанционно – достаточно посетить официальный сайт страховой компании.

Действителен ли он, у кого и как работает?

Несмотря на то, что такой документ отличается от бумажного полиса, имеющего защитные знаки, электронный полис ОСАГО является действительным и имеет законную силу, как и обычный бумажный экземпляр договора. С 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на выдачу полисов автострахования, обязаны создать для своих клиентов все условия для оформления электронных договоров.

Поэтому, как для сотрудников ГИБДД, так и для любых других государственных учреждений, полис е-ОСАГО имеет юридическую силу, и никто не имеет права отказать в принятии распечатанного документа из-за отсутствия бумажного экземпляра договора.

Плюсы и минусы

Основным преимуществом электронного документа является простота оформления, ведь для заключения такого договора автострахования потребуются только доступ к сети интернет и данные о страхуемом автомобиле.

Второе преимущество – экономия времени. Для оформления полиса не придется посещать офис страховой компании и тратить время на дорогу, тем более, если автовладелец проживает в отдаленном регионе страны и ближайший офис страховщика находится на большом расстоянии.

Еще один плюс дистанционного оформления полиса – возможность выбрать дополнительные услуги на свое усмотрение и избежать навязывания каких-либо опций страховым агентом. К недостаткам е-ОСАГО можно отнести возможность допущения ошибок при заполнении данных об автомобиле и водителе, так как даже малейшая ошибка может стать причиной отказа или задержки при выплате страховой компенсации.

Еще один минус: если автовладелец впервые страхует свою автогражданскую ответственность или страхуется новый автомобиль – для заключения договора ОСАГО придется лично посетить офис страховщика, так как сведения о водителе должны быть обязательно занесены в базу РСА.

Еще один существенный недостаток: невозможность зарегистрировать ДТП с применением Европротокола, так как без сотрудника ГИБДД сложно проверить имеется ли на самом деле у участников происшествия страховка.

Подробнее о плюсах и минусах электронного ОСАГО можно узнать тут.

Процедура оформления

Регистрация на сайте страховой компании

Для дистанционного продления действующего договора автострахования ОСАГО или заключения нового необходимо посетить официальный сайт страховой компании и зарегистрироваться на нем. После регистрации автовладельцу станет доступен личный кабинет, где хранятся все сведения о нем и его транспортном средстве.

Помимо регистрационных данных в личном кабинете после получения сохраняется экземпляр электронного полиса, при необходимости его можно распечатать в любое время.

Подробнее о том, в каких страховых компаниях можно оформить электронное ОСАГО, можно узнать тут.

Заполнение заявления

После получения доступа к личному кабинету автовладельцу необходимо заполнить заявление на страхование, где необходимо указать актуальные данные об автомобиле, личную информацию владельца и сведения о водителях, допущенных к управлению транспортным средством. При заполнении формы потребуются следующие документы:

  • паспорт автовладельца;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации;
  • диагностическая карта с результатами прохождения техосмотра (подробнее о том, нужно ли проходить техосмотр для электронного ОСАГО, можно узнать тут).

Если введенные данные не совпадут с указанными в предыдущем полисе ОСАГО, то расчет стоимости страховки и дальнейшее оформление договора становится невозможным.

Чтобы узнать подробнее, как правильно заполнить форму для оформления полиса онлайн, смотрите видео:

Оплата и получение документа

После успешного прохождения проверки программа автоматически рассчитывает стоимость полиса и переходит на защищенную страницу для оплаты. Оплату электронного ОСАГО можно произвести с банковской карты, некоторые компании предлагают оплатить страховку электронными деньгами.

После успешной оплаты на почтовый адрес, указанный при регистрации на сайте, приходит электронный полис в формате PDF (как выглядит электронный полис ОСАГО?). После получения полиса на почту его необходимо распечатать. Подробнее о том, зачем его нужно распечатывать и как это сделать, можно узнать тут.

Принципы действия

Принцип действия электронного документа ничем не отличается от обычного бумажного полиса: так же как и в обычном полисе в нем указаны все необходимые данные для регистрации ДТП. Процедура регистрации происшествия не изменилась: на место ДТП вызываются сотрудники ГИБДД для заполнения необходимых документов.

Если у автовладельца нет распечатанного полиса, для регистрации аварии понадобится доступ к личному кабинету на сайте страховой компании, где имеется экземпляр договора.

Возможные проблемы при использовании

Сложность использования е-ОСАГО может возникнуть при попадании в ДТП, ведь даже при незначительных повреждениях автомобиля будет затруднительно применить европротокол, так как проверить подлинность электронной версии полиса может только сотрудник ГИБДД через единую базу РСА.

Поэтому при попадании в дорожно-транспортное происшествие в любом случае придется обратиться к сотрудникам ГИБДД.

Еще одна сложность: нельзя внести поправки в электронный документ при обнаружении ошибок или недочетов после его получения (о том, как исправить ошибку, мы рассказывали здесь). Таким образом, изменить какие-либо личные данные автовладельца или добавить/удалить водителя из списка лиц, допущенных к управлению ТС, не получится – для этого придется посетить отделение страховой компании. Более детально о внесении изменений в электронный полис можно узнать здесь.

Штрафы

При использовании е-ОСАГО инспектор проверяет его подлинность с помощью специальных ресурсов и для этого ему понадобится вин-номер или регистрационный знак транспортного средства. В любом случае сотрудник ДПС может попросить предъявить печатную копию договора, поэтому при получении полиса на почту его необходимо распечатать.

Согласно п.7.2 ст.15 Федерального закона № 40 инспектор не может выписать штраф за использование электронного полиса, даже если у него нет возможности проверить подлинность документа через интернет. Однако если полис отсутствует вовсе или срок его действия истек – инспектор вправе выписать штраф в размере 800 рублей.

Всех сотрудников ДПС информировали о том, что нельзя привлекать к ответственности автовладельцев, использующих вместо обычного полиса, электронный документ. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и обычный бумажный договор, при этом оформить такой полис можно дистанционно всего за несколько минут.

Источник: http://avtoguru.pro/strahovanie/osago/online/elektronnyj-polis.html